Блог
13.11.2025

Надлежащее уведомление контрагента: какой способ выбрать

С юридической точки зрения, только надлежащее уведомление контрагента влечет для адресата определенные правовые последствия, в частности, такие:

  • прекращение договора
  • изменение обязательства
  • обязанность рассмотреть претензию и т.д.

При этом, не каждая отправка сообщения (письма) будет считаться надлежащим уведомлением.

Уведомление будет надлежащим, когда лицу доставлено юридически значимое сообщение и отправитель может это доказать (п. 67 постановления Пленума Верховного суда от 23.06.2015 № 25).

В зависимости от того, позволяет ли способ направления уведомления достоверно установить его содержание и факт доставки адресату, уведомление может быть:

  • надлежащим — например, при отправке заказного письма с описью вложения, нарочном вручении с подписью получателя (в том числе курьером) или направлении уведомления, подписанного квалифицированной электронной подписью через систему ЭДО;
  • ненадлежащим — например, при отправке заказного письма без описи, вручении постороннему лицу по иному адресу либо направлении письма на электронную почту, не указанную в договоре.

Таким образом, при направлении юридически значимого уведомления необходимо убедиться, что выбран верный метод отправки и адрес, в том числе, электронной почты.

Для того, чтобы уведомления были надлежащими, рекомендуем следующее:

  • зафиксировать в договоре с контрагентом способы направления уведомлений и следовать им, чтобы избежать спорных ситуаций
  • если в договоре указан почтовый адрес стороны, важно использовать его для отправки юридически значимых сообщений. В этом случае уведомление, направленное на иной адрес, в том числе указанный в ЕГРЮЛ, может быть ненадлежащим

Совет: если адрес для уведомлений в договоре отличается от адреса, указанного в ЕГРЮЛ, значимое письмо, к примеру, досудебную претензию, стоит направить сразу на оба адреса.

  • если в договоре установлен исключительный способ направления уведомлений, нужно применять его. Так, отправка уведомления по электронной почте, если договором установлена исключительно курьерская доставка, будет ненадлежащим уведомлением
  • чтобы узаконить отправку уведомлений по электронной почте, следует зафиксировать в договоре конкретные адреса (или ссылку на домен) сторон, а также определить момент получения электронных уведомлений.

Пример формулировки:
Стороны договорились, что обмен юридически значимыми уведомлениями и документами в рамках настоящего Договора осуществляется посредством их направления по адресам электронной почты: seller@mail.com – для Продавца и buyer@mail.com – для Покупателя. При этом уведомления, направленные с указанных адресов электронной почты считаются исходящими от надлежащим образом уполномоченных представителей Сторон. Уведомление считается доставленным в момент получения его сервисом электронной почты получателя.

  • определить в договоре момент, когда уведомление считается доставленным адресату, особенно это важно при отправке писем почтой.

По общему правилу если письмо доставлено в почтовое отделение адресата, но не вручено ему, оно считается должным образом доставленным в дату обратной отправки адресанту, при этом для доказательства доставки нужно забрать вернувшееся письмо с надписями, например, «за истечением срока хранения» или «отказ от получения». Учитывая длительный срок хранения почтовой корреспонденции разумно изменить это правило договором, например, так:

При отправке юридически значимого уведомления заказным письмом, оно считается доставленным Стороне-получателю по истечении пяти рабочих дней с даты поступления в почтовое отделение адресата вне зависимости от даты фактического получения. Указанный момент определяется согласно отчету об отслеживании с сайта Почты России.

  • своевременно уведомлять контрагента об изменении собственных адресов, чтобы избежать риска неполучения юридически значимых уведомлений и наступающих в связи с ними правовых последствий.