Блог
22.01.2025

Нововведения в сфере онлайн-рекламы:
последствия для бизнеса и пользователей

С переходом бизнеса и коммуникаций в цифровую сферу, законы о рекламе в Интернете становятся все более актуальными. В статье рассмотрим законы об онлайн-рекламе, принятые в конце 2024 года, и их возможные последствия для бизнеса и пользователей.

Владельцы блогов с количеством подписчиков более 10 тыс. обязаны передавать сведения о себе в Роскомнадзор

Для владельцев социальных страниц и каналов с числом подписчиков свыше 10 тысяч человек действует обязанность по передаче данных о себе в специальный реестр Роскомнадзора.

Включиться в реестр можно заполнив форму на портале Госуслуги. Заявление подается по каждому каналу / соцсети.

Ответственность за нарушение нормы представляет собой перечень запретов и ограничений (без штрафов):

-В блоге нельзя будет просить пожертвования.
-Запрещено размещать рекламу на страницах, не включенных в реестр.
-Пользователям, которые подали сведения и попали в реестр, запретят репостить тех, кто в данный реестр не включен, но имеет все критерии.

Последствием введения данной нормы может быть возможное снижение доходов участников рынка digital-рекламы, в связи с запретом на репосты тех, кто отсутствует в реестре, и на размещение рекламы у них.

Требование вступило в силу с 01.01.2025.
Документ: Федеральный закон от 08.08.2024 № 303-ФЗ

Введен 3% сбор на рекламу в Интернете

Введено обязательное отчисление (сбор) за распространение рекламы в Интернете - 3% от квартального дохода от реализации услуг по распространению рекламы в интернете.

Сбор оплачивают: рекламораспространители; операторы рекламных систем; рекламные агентства (иные посредники при распространении рекламы); российские рекламодатели, заключившие договор с иностранным лицом.
Контролировать уплату сбора будет Роскомнадзор на основании информации в ЕРИР (через маркировку).

Что это значит для бизнеса и пользователей? В большинстве случаев придется повышать рекламные расценки, что негативно скажется прежде всего на небольших игроках рынка.

Федеральные телеканалы, радиостанции, информагентства не платят сбор (подпадают под исключение), что дает им конкурентное преимущество в привлечении рекламодателей.

Требование вступит в силу с 01.04.2025.
Документ: Федеральный закон от 26.12.2024 № 479-ФЗ

Запрет учета расходов на рекламу без маркировки при расчете налога на прибыль

При определении налога на прибыль в расходах нельзя учесть затраты на онлайн-рекламу, если она:

- не маркирована;
- размещена на сайте, доступ к которому ограничен в РФ;
- размещена на сайте иностранного владельца, который не соблюдает требования российского законодательства.

Последствия для бизнеса таковы: затраты на рекламу, размещенную без маркировки или на ресурсах с ограниченным доступом автоматически становятся необоснованными, это делает размещение рекламы без маркировки либо на ограниченных ресурсах не выгодным для рекламодателей на Общей системе налогообложения и УСН «Доходы минус расходы».

Требование вступило в силу с 01.01.2025.
Документ: Федеральный закон от 29.11.2024 N 416-ФЗ

Маркировка социальной онлайн-рекламы

С 2022 года приняты изменения в Закон «О рекламе», обязывающие маркировать рекламу в Интернете. Общий смысл данной нормы в том, что без маркировки распространение рекламы в Интернете не допускается (ч. 16-17 ст. 18.1 Закона о рекламе). С 01.09.2023 г. введены штрафы за неисполнение данной нормы.

При этом ранее социальная реклама исключалась из перечня маркируемой рекламы, считалось что у неё нет коммерческой цели, она не продает.

В декабре 2024 года принят закон, согласно которому в социальной рекламе появился идентификатор (erid), как у любой другой рекламы. И по ней также необходимо будет отчитываться.

Появление маркировки социальной рекламы имеет последствия в основном для благотворительных организаций: усложнение процесса размещения рекламы в Интернете, необходимость учитывать юридические аспекты, наличие финансовых и временных затрат.

Требование вступит в силу с 01.03.2025.
Документ: Федеральный закон от 26.12.2024 № 479-ФЗ