Блог
28.11.2024

Бизнес часто получает требования от налоговых органов, предмет которых можно разделить на три категории:

-уплата налога;
-предоставление документов или информации;
-пояснения.

Чтобы избежать серьезных финансовых ошибок, важно знать, как правильно отвечать на требования налоговой - об этом расскажет юрист нашего сервиса Любовь Романова.

Если с уплатой налога все относительно ясно (платите или оспариваете), то запросы документов и пояснений часто вызывают вопросы. Неверный ответ может привести к выездной проверке, доначислениям, пеням и штрафам.

Сразу оговоримся - единой инструкции по ответам на все виды требований не существует, так как все ситуации очень индивидуальны. Многое зависит от того:

•в рамках чего направлен документ налоговой,
•что именно в нем запрашивается,
•каковы конкретно ваши цели при ответе на него.

Тема ответов на налоговые требования — отдельная наука в налоговом консультировании. Выделим основные ошибки, чтобы предупредить неприятные последствия.

Ошибка № 1:

Не понимать разницу между требованиями, направленными в рамках разных мероприятий.

При камеральной проверке или запросе по конкретным сделкам налоговая вправе требовать ограниченный объем документов. В выездной проверке полномочия значительно шире — могут запрашивать почти всё. Понимание этой разницы помогает правильно подготовить ответы.

Ошибка № 2:

Давать налоговому органу все, что он просит.

Как мы увидели из описания Ошибки № 1, налоговый орган имеет право запрашивать далеко не все подряд.

Инспекторы нередко выходят за пределы своих полномочий в запросах, а налогоплательщики часто покорно предоставляют всё. Для многих важно сохранить хорошие отношения с налоговой, что ценно для безопасности бизнеса. Однако передача лишних документов демонстрирует слабость и отсутствие правовой грамотности, из-за чего налоговая продолжает держать таких налогоплательщиков в поле зрения. Это удобный способ пополнения бюджета для инспекторов.

Такой налогоплательщик не спорит, не отстаивает свою позицию, не ищет ошибок проверяющих, поэтому с него можно потребовать всё, что угодно. Исполнение неправомерных требований — не лучший способ выйти из поля их внимания.

Эффективнее всего рассматривать каждый запрос индивидуально, отсеивая те его пункты, которые точно являются неправомерными. Далее эти пункты необходимо разделить на:

•те, по которым представление документов хотя и не обязательно, но не несет значительных рисков для компании (а может, напротив, доказывает добросовестность деятельности налогоплательщика). По таким пунктам документы можно и нужно направлять в налоговую;

•те, по которым представление документов не только не обязательно по закону, но и нежелательно для самого бизнеса (может повлечь дополнительные вопросы и мероприятия). В этих случаях можно мотивированно отказать в направлении документов и информации.

В выездной проверке у инспекторов почти безграничные полномочия, но они ограничены. По НК РФ налоговая может запрашивать только документы и данные, связанные с исчислением и уплатой налогов.

Если у вас запрашивают что-то, не связанное с налогами (например, личную информацию), можно отказать даже при выездной проверке. Также инспекторы не вправе требовать документы вне периода проверки или те, которые вы не обязаны хранить.