04.12.2024
На прошлой неделе мы разобрали, что бизнес часто сталкивается с требованиями от налоговых органов, которые можно разделить на три основные категории:
-уплата налога;
-предоставление документов или информации;
-запрос пояснений.
Чтобы избежать серьезных финансовых ошибок, важно правильно реагировать на требования налоговой службы. Об этом рассказала юрист нашего сервиса Любовь Романова. Сегодня продолжим тему и разберем еще ряд распространенных ошибок, которые могут привести к неприятным последствиям.
Ошибка № 3:
Не направлять ответ на требование.
Отказывать налоговому органу в представлении документов – это не то же самое что игнорировать требование.
Приняв решение о непредставлении документов, лучше всего дать по этому поводу соответствующий письменный ответ, включив в него мотивировку своего отказа, подкреплённую нормами НК РФ и ссылками на судебную практику.
В таком случае значительно снижается риск привлечения к ответственности за непредставление документов. А если такое привлечение все-таки состоится, у Вас будет возможность при его обжаловании сослаться на свой мотивированный ответ, доказывая, что непредставление документов не являлось игнорированием запроса, а носило характер именно отказа в исполнении неправомерных требований налоговой.
Ошибка 4:
Отвечать на требование в рамках проверки своего контрагента, не уведомляя его об этом.
Часто компании получают запрос налоговой представить документы по их отношениям с контрагентом, мотивируя это тем, что у этого контрагента проходит проверка. Неофициально это называется «встречной проверкой».
В таких случаях первое, что необходимо сделать - это связаться с контрагентом, уточнить информацию о проводимой проверке и выработать совместную концепцию ответа на требование.
Зачастую имеют место ситуации, когда вы ответили на требование по встречной проверке, а позднее оказалось, что никакой проверки у контрагента нет, а заинтересована налоговая именно в анализе вашей деятельности. В результате инспектор получил нужную ему информацию о вас без всяких на то законных оснований. Логично предположить, что использовать полученные сведения он будет для того, чтобы найти именно у вас нарушения налогового законодательства. А ведь можно было правомерно отказать на такое требование, достаточно было только созвонится с контрагентом.
Если же выяснилось, что проверка у контрагента все-таки имеет место, необходимо определиться вместе с ним, какие документы и в каком объеме нужно представлять. Вы также заинтересованы в этом, как и ваш партнер.
Дело в том, что в настоящее время в налоговой системе существует тренд по перекладыванию на налогоплательщиков ответственности за те или иные нарушения, допущенные их контрагентами. Для инспекторов вы со своими поставщиками, покупателями, подрядчиками, заказчиками «связаны одной цепью». Поэтому ошибкой будет думать, что запрос документов по проверке контрагента не может привести к негативным последствиям и для вас.
Мы рассмотрели ключевые ошибки при ответах на требования. Из их анализа понятно, что к ответам на запросы налоговой необходимо подходить разумно, с соблюдением баланса между желанием выглядеть хорошими для инспекторов и целью не подвергнуть свой бизнес дополнительному риску.