Блог
29.01.2025

Ошибки при допросах в налоговой

Допрос в налоговой – это распространенный способ сбора информации налоговыми органами.

Он проводится на основании статьи 90 НК РФ. Чаще всего на допрос вызывается директор юридического лица (ИП), его сотрудники или подрядчики.

Основные ошибки, которые может допустить свидетель при допросе в налоговом органе:

1.Приходить на допрос без надлежащего письменного уведомления, полагаясь только на телефонный звонок от инспектора. Юридически значимым будет только письменное уведомление, которое должно быть вручено лично или отправлено по почте. Лишь в этом случае возникает законная обязанность явиться на допрос.

2.Игнорировать правильно оформленный вызов на допрос. Директор, сомневающийся в своих силах, может решиться на неявку. На первый взгляд это разумно и не опасно, ведь штраф за неявку действительно минимален. Однако такое решение может навредить в дальнейшем. Например, налоговый инспектор может сделать вывод о номинальности вызванного на допрос директора и даже поставить отметку о недостоверности данных о нем в ЕГРЮЛ. Часто разумнее явиться, дать показания или воспользоваться правом на отказ от их дачи.

3.Являться на допрос без представителя. Распространено мнение, что наличие представителя указывает на попытку допрашиваемого скрыть информацию, что абсолютно неверно. Присутствие представителя — это право любого лица, которое обеспечивает чувство уверенности и помогает защитить права свидетеля. Участие представителя может оказать положительное влияние на процесс допроса и исключит злоупотребления со стороны сотрудников.

4.Не готовиться к допросу. Многие не уделяют должного внимания подготовке к допросу, что отрицательно сказывается на его результатах. Чаще всего основные вопросы, задаваемые на допросе, очевидны из ситуации, и допрашиваемый должен быть готов к ним. Грамотный представитель поможет более качественно провести эту подготовку.

5.Не использовать право не свидетельствовать против себя. Хотя это может привести к углублению проверки, в некоторых случаях лучше воспользоваться этим правом (статья 51 Конституции РФ), чем рисковать и предоставить нежелательную информацию. Но использовать эту статью нужно с осторожностью в соответствии с конкретной ситуацией.

6.Бояться указать на то, что не помнит детали. В ситуациях, когда информация была получена давно или имеется слишком много данных, вполне естественным для свидетеля будет сказать, что информацию он не помнит. Однако обязательно нужно отметить готовность предоставить ответы на вопросы после ознакомления с документами. Иначе сообщение о невозможности предоставить информацию может быть интерпретировано инспекторами как номинальность допрашиваемого лица или, например, как отсутствие его отношений с контрагентами.

7.Не проверять содержание протокола допроса. Перед подписанием протокола важно внимательно изучить его содержание. Ошибки, допущенные инспектором, или неверная интерпретация слов могут изменить смысл показаний. Убедитесь, что в протокол внесены все вопросы и ответы, особенно если они опровергают предполагаемые нарушения. При обнаружении ошибок настоятельно требуйте их исправления.

8.Не записывать в протокол замечания о нарушениях, имевших место во время проведения допроса. Эти нарушения могут быть разнообразными, например:
-отсутствие разъяснения прав и обязанностей;
-проведение допроса неуполномоченным лицом;
-участие в допросе лиц, не указанных в протоколе;
-отказ инспектора исправить ошибки;
-оказание психологического давления.

Укажите на эти нарушения в протоколе в соответствующем разделе.

9.Не требовать копию протокола. Согласно пункту 6 статьи 90 НК РФ, инспектор обязан выдать копию протокола допрашиваемому. Этот документ может сыграть ключевую роль в дальнейшей защите интересов компании или её руководителя.

Допрос в налоговой — малоприятный, но необходимый процесс. Соблюдение вышеперечисленных рекомендаций поможет не только избежать ошибок, но и эффективно защитить свои интересы перед налоговым органом.